Уважаемый Александр Иванович (ma*******9@mail.ru)!

Ваше упорство поражает, но будьте предельно внимательны при заполнении адреса. В половине случаев в вашем адресе присутствует ошибка и письма не могут быть доставлены, мы лишь догадываемся по указанному имени, что это от вас. Но некоторые письма уходят нормально.

Проверьте папку "Нежелательная почта" или "Спам" - вероятно письма, что мы пишем в ответ на ваши заявки, попадают туда.

Уважаемые клиенты! Если после того, как вы сделали заявку и к вам не пришло письмо "Вы сделали заказ" (вам отвечать на него не нужно, это атоматический ответ), значит вы указали неверные обратные данные.

Завершение эволюции графической формы китайской иероглифической письменности

В III—VI вв. завершилась эволюция графической формы китайской иероглифической письменности. В то время она приняла ту графическую форму, в которой существует и в настоящее время. Стиль «лишу», сформировавшийся после реформы китайской письменности, проведенной Ли Сы в 221 г. до н. э., был основным стилем начертания знаков китайского письма эпохи династии Хань. В дальнейшем графика лишу стала развиваться в направлении формирования скорописного стиля «щаошу»—-«травяное письмо», названного так потому, что скорописные линии знаков, переходящие из одной в другую, производили впечатление спутанных стеблей травы. Каллиграфия в то время стала полноправной областью изобразительного искусства.

Усилиями каллиграфов того времени были созданы два варианта «цаошу». «Чжанцао» — «регулярное цаошу» представляло собой стиль, требовавший такого начертания знака, при котором кисть не отрывалась бы от бумаги, но соединение соседних знаков запрещалось. «Куанцао» — «бешеное цаошу» допускало соединение соседних знаков таким образом, что текст, написанный знаками этого стиля, наносили на бумагу, не отрывая от нее кисти.

Начертание знаков в стиле «цаошу» приводило и к их существенной деформации и упрощению. Эти упрощения далеко не всегда были стандартизированными, поэтому стиль «цаошу» применялся прежде всего в частной переписке, в личных документах и в художественных надписях, которые рассматривались как произведения изобразительного искусства. Расширение функций китайской письменности и увеличение числа людей, владеющих ею, вызвали необходимость разработки курсивного письма, где иероглифы имели бы более простые начертания по сравнению с уставными формами.

Изобретение курсива «синшу» удобного для неофициальных документов, принадлежит каллиграфу Лю Дэ-шэню (60— 90-е годы и в. н. э.). Знаки «синшу» были более удобны для быстрого начертания, они были проще знаков уставного начертания, но вместе с тем сохраняли сходство с ними, что давало возможность понимать курсив даже в том случае, если курсивное начертание было незнакомо читателю.

Ученики Лю Дэ-шэна Ху И и Чжун Чжоу в начале правления династии Вэй продолжали дело своего учителя. Они разработали новый стиль начертания, отличавшийся от лишу тем, что не имел утолщенных линий, которые были характерны для стиля времен династии Хань. Этот стиль получил название «чжэншу» — «правильное начертание» (в дальнейшем — «кай-шу»). Это были знаки современного начертания, которые сохранились неприкосновенно вплоть до реформы 1956 г. [Дун Цзо-бинь, 1967, с. 76—77]. На основании нового начертания знаков китайского письма был снова разработан курсив «синшу» и скоропись «цаошу». В создании скорописи, восходящей к почерку «кайшу», видную роль сыграл художник и каллиграф Ван Си-чжи (рис. 47).