Жирные кислоты омега-3: EPA и DHA (рыбий жир)

Сегодня сложно уже отыскать человека, который бы не слышал о замечательных свойствах жирных кислот омега-3, полезных для здоровья. Исследования показывают, что высококачественная добавка с рыбьим жиром способна оказать мощную поддержку в профилактике наиболее страшных болезней, связанных со старением.

Так, например, учёные обнаружили, что компоненты рыбьего жира не только предотвращают воспалительные процессы, но и активно лечат уже существующее воспаление.

Активация сигнала, останавливающего воспаление

Общеизвестно, что рацион, богатый жирными кислотами омега-3 помогает организму справиться с воспалением. Этот факт становится ещё более примечательным в свете недавно полученных данных, которые говорят о том, что хронические воспалительные процессы играют очень важную роль в провоцировании многих болезней (или симптомов), связанных со старением.

Учёные лишь недавно обнаружили механизм, которые стоит за этим явлением. Изучая острые воспалительные процессы у животных, исследователи обнаружили небольшие молекулы, которые вырабатываются в качестве ответной реакции на воспаление – особенно в присутствии жирных кислот омега-3. Эти молекулы имеют две функции. Во-первых, они обладают "сигнальной" функцией, которая "тормозит" затянувшийся процесс воспаления. Во-вторых, они активно запускают анти-воспалительные процессы.

Другими словами, когда вы едите пищу, насыщенную жирными кислотами омега-3, вы обеспечиваете свой организм инструментами, необходимыми как для противодействия, так и для завершения острых воспалительных процессов буквально сразу же после из запуска.

Следует отметить, что острое воспаление полезно для организма. Без него наши раны и инфекции никогда бы не зажили. Воспалительные медиаторы, запускающие процессы острого воспаления – это, по существу, клеточный "спецназ", который атакует и уничтожает чужаков (микроорганизмы или раковые клетки). После того как временная воспалительная реакция уничтожает проблему, ваше тело вырабатывает молекулы, которые "выключают" воспаление до того, как оно станет неконтролируемым. Да, это ещё одна система "сдержек и противовесов" нашего саморегулирующегося организма. Эти пост-воспалительные молекулы уничтожают мёртвые и умирающие ткани, производят "чистку" от излишних побочных продуктов воспаления, а также запускают процессы заживления.

Эти молекулы называются "анти-воспалительные молекулы" (липоксины, резолвины и протектины).

В нормальных условиях эта система работает прекрасно. Но иногда что-то идёт не так, и воспаление становится хроническим. Воспаление становится неконтролируемым. Воспалительные реакции ослабевают, но всё равно остаются активными. Это происходит при дефиците "анти-воспалительных" молекул. Исследования показывают, что у людей с хроническими воспалениями отмечается недостаточный уровень таких молекул. Другие учёные подтвердили, что уровень этим молекул также снижается с возрастом. Фактически, их дефицит сейчас считается одной из главных причин, почему мы с возрастом всё чаще страдаем от хронических воспалений.

К счастью, восстановление до нормального уровня "анти-воспалительных" молекул приводит к быстрому завершению воспалительной стадии и к переходу к стадии заживления.

Лучший способ восстановить этот уровень – принимать рыбий жир, т.к. "анти-воспалительные" молекулы вырабатываются в качестве ответной реакции на повышенную концентрацию жирных кислот омега-3. Так, резолвины и протектины образуются напрямую из двух жирных кислот омега-3 EPA и DHA. Любопытно, что полезные липоксины вырабатываются из арахидоновой кислоты, но и их производство также требует присутствия жирных кислот омега-3 в высоких концентрациях.

Большие фармацевтические компании хотят модифицировать эти молекулы, запатентовать их и продавать такие лекарства с большой прибылью.  Но тот же самый эффект вы получите, если просто обеспечите свой организм их метаболическими предшественниками (кислотами EPA и DHA, содержащимися в рыбьем жире). С их помощью тело само сможет создать нужные "анти-воспалительные" молекулы - там, где они нужны больше всего.

Таким образом, как вы видите, противодействуя возрастным воспалительным явлениям, вы можете напрямую влиять на самые распространённые болезни старости.

Метаболический синдром

Эпидемия ожирения очевидна, куда бы вы не посмотрели. Хронические низкоуровневые воспалительные процессы сегодня признаны одним из самых пагубных последствий ожирения тела. Жировые ткани - это не просто "неактивные" отложения жира. Нет, это - биологические активные "фабрики", где беспрерывно производятся воспалительные медиаторы.

Эти медиаторы, в конце концов, приводят к таким проявлениям метаболического синдрома, как резистентность к инсулину, повышенный уровень липидов, гипертензия и ожирение печени.

Помимо того, стало очевидным, что поедание слишком большого количества жиров и, как следствие, ожирение тела приводят в результате к снижению уровня как минимум одной "анти-воспалительное" молекулы – а именно, протектина. Дефицит этой молекулы провоцирует состояние хронического воспаления, вызванное лишним весом тела.

К счастью, пищевые добавки с рыбьим жиром, богатым жирными кислотами омега-3, могут обратить эти процессы вспять, увеличив уровни всех "анти-воспалительных" молекул.

Исследования показывают, что именно благодаря этим вещества жирными кислоты омега-3 способны улучшать чувствительность к инсулину. Они "активируют" гены, ответственные за "датчики" клеточной энергии, молекулы, транспортирующие глюкозу, а также адипонектины (защитные цитокины) – все они вносят свой вклад в понижение уровня сахара в крови и уменьшение жировых запасов.

Существует одно замечательное исследование, в ходе которого было продемонстрировано, что высокие уровни жирных кислот омега-3 обеспечивают мышам полную защиту от диабета, который пытались у них вызвать экспериментальным путём. Мыши сохранили нормальное производство инсулина, и у них не наблюдалось в жировых тканях воспалительных цитокинов. И, что не удивительно, в их телах обнаружили повышенные уровни липоксинов и резолвинов.

Эксперименты на людях также убедительно доказывают пользу рыбьего жира в профилактике или минимизации проявлений метаболического синдрома. Вот лишь несколько выводов, которыми завершились последние научные исследования:

• Пищевая добавка омега-3 (в количестве 1,24 г/день) вкупе с низкожировой, высокоуглеводной диетой, которая содержала дополнительные количества EPA и DHA (что в итоге обеспечило поступление 1,4 г EPA+DHA в день) привело к снижению метаболического синдрома на 20%.
  • При потреблении 930 мг EPA и 230 мг DHA в день из добавок улучшились функции сосудов, что привело к снижению кровяного давления у страдающих ожирением людей.
  • При потреблении 920 мг EPA и 760 мг DHA в день из добавок наблюдалось уменьшенное снижение сосудистой функции после приёма пищи, которым обычно страдают люди, болеющие диабетов 2-го типа.
  • Низкие дозы EPA (180 мг) и DHA (120 мг) предотвращают увеличение триглицеридов у пожилых людей. При повышении доз EPA и DHA до 1,24 г/день этот эффект был даже более выраженным – особенно в критический период после приёма пищи.
  • Потребление 223 мг EPA и 149 мг DHA совместно с 1,9 г ALA (альфа-линоленовая кислота, растительный источник омега-3) снижает риск смертельной аритмии сердца на 84% у диабетиков, которые имели в прошлом сердечные приступы.
  • Люди с ожирением, находящиеся в группе риска, улучшили свою чувствительность к инсулину и уменьшили уровни инсулина натощак, принимая всего 540 мг EPA и 360 мг DHA из рыбьего жира.
  • Добавка омега-3 может замедлить или предотвратить ожирение печени, не связанное с потреблением алкоголя, что часто наблюдается при метаболическом синдроме.

Сердечно-сосудистые заболевания

Недавние исследования показывают, что у людей, страдающих атеросклерозом, наблюдаются пониженные уровни и активность "анти-воспалительных" молекул, что объясняет их подверженность воспалениям, вызывающим болезни.

Нормализация уровней этих "анти-воспалительных" молекул особенно важна для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, потому что эти молекулы снижают холестерин, давление, блокируют активность кровяных пластинок, провоцирующих появление тромбов, предотвращают сердечную аритмию, воспаление сосудов и улучшают сосудистые функции, а также защищают сердечную мышцы после инфаркта.  Такой широкий спектр действия привёл к тому, что некоторые исследователи называют омега-3 "универсальным лекарством" для здоровья сердечно-сосудистой системы.

Эксперименты на страдающих сердечно-сосудистыми болезнями людях, употребляющих жирные кислоты омега-3, содержащиеся в рыбьем жире, показывают следующее:

• Риск острой сердечной недостаточности на 50% ниже у людей с наивысшим уровнем EPA в крови по сравнению с теми, у кого этот уровень находится на самой низкой отметке. Те, у кого наиболее высокие уровни омега-3, улучшают свои шансы на выживание на 35% после перенесённого инфаркта сердца.
  • 300 мг EPA и 1500 мг DHA в день из рыбьего жира значительно улучшают электрические показатели сердца в людей, страдающих пароксизмальной фибрилляцией предсердий (один из наиболее опасных видов сердечных аритмий)
  • 2 г/день жирных кислот омега-3 (850-882 мг EPA и DHA) практически в два раза повышает шансы на выживание после пролеченной пароксизмальной фибрилляции предсердий через год после электроимпульсной терапии.
  • 2 г/день жирных кислот омега-3 уменьшает уровни триглицеридов на 21% и улучшает эндотелиальную функцию столь же успешно, что и липидопонижающее лекарство фенофибрат.
  • Добавка 1860 мг EPA и 1500 мг DHA значительно увеличивает насосную функцию сердечной мышцы и улучшает шансы на выживание у людей с хронической сердечной недостаточностью, улучшает эндотелиальную функцию и снижает уровень воспалительного мидиатора IL-6.
  • Добавление 1800 мг/день EPA к лечению статином предотвращает прогрессирование артериальной ригидности более эффективно, чем лечение одним статином.
  • Пиковые уровни кровяного давления, вызванные умственным стрессом, снижаются при потреблении 1000 мг EPA и 400 мг DHA.

Болезни лёгких: астма и хроническое обструктивное заболевание лёгких

Болезни сердца (такие как астма и ХОЗЛ), как известно, сопровождаются неконтролируемым воспалением. Недавние открытия показывают, что у астматиков наблюдаются сниженные уровни "анти-воспалительных" молекул. Другие исследования показывают, что у подопытных животных, получавших омега-3, наблюдались менее значительные приступы астмы.

Эти наблюдение привели к тому, что были проведены исследования, доказавшие, что пищевая добавка с рыбьим жиром, содержащим омегу-3, увеличивает в тканях уровни "анти-воспалительных" молекул, что приводит к заметному улучшению симптомов астмы.

Становится очевидным, что абнормальное воспаление при астме начинается ещё в утробе, до рождения ребёнка – возможно, из-за недостаточного количества "анти-воспалительных" молекул из омеги-3. Учёные полагают, что употребление омега-3 беременными женщинами позволит предотвратить появление астмы и аллергий у новорожденных.

В течение последнего десятилетия были проведены исследования на людях, включающие приём высоких доз омега-3 из рыбьего жира для снижения воспалительных явлений и лечения астмы и ХОЗЛ:

• Употребление 1000 мг/день EPA и 2000 мг/день DHA из рыбьего жира снижает уровни воспалительных цитокинов у новорожденных. У младенцев, родившихся у тех матерей, которые принимали рыбий жир, наблюдалось 3-х кратное снижение риска появления аллергии на яичный белок и снижение симптомов экземы в последующей жизни.
  • Долгосрочные наблюдения за беременными женщинами, получавшими добавку из 320 мг EPA и 230 мг DHA из рыбьего жира, показали 63%-ное снижение в частоте возникновения астмы у детей, а также 87% снижение риска аллергической астмы.
  • Дополнение рациона рыбьим жиром, содержащим 3200 мг EPA и 2200 мг DHA в день у спортсменов с астмой, вызванной упражнениями, привело к почти 5-ти кратному улучшению функции лёгких, а также к снижению уровней воспалительных цитокинов.
  • У не спортсменов приём 3200 мг/день EPA и 2000 мг/день DHA улучшило лёгочную функцию до такой степени, что астма, вызванная упражнениями, больше не поддавалась диагностированию, что привело к значительному снижению количества лекарств, употребляемых для лечения астмы.
  • Исследование, длившееся 3 года, показало, что у детей с высоким риском астмы, употребляющие омега-3, кашель уменьшился на 10%.
  • У детей с астмой средней степени, которые употребляли добавки с омега-3, наблюдалось значительное улучшение симптомов астмы и лёгочной функции.
  • У пациентов, страдающих ХОЗЛ и принимавших омега-3, наблюдались существенные улучшения при затруднённости дыхания и улучшалась насыщаемость крови кислородом, а также они проходили большее расстояние за 6 минут.

Умственная деятельность

Как известно, воспаление – это одна из главных причин появления таких хронических нейродегенеративных болезней, как болезнь Альцгеймера и Паркинсона, а также одно из последствий инсульта и сосудистых заболеваний мозга.

Современные исследования показывают, что "анти-воспалительные" молекулы из рыбьего жира играют важную роль в остановке невровоспалительных явлений. Это внушает надежду на то, что эти медиаторы могут предотвратить и излечить одни из самых печальных проявлений старости.

Накоплен убедительный объём научных данных, свидетельствующих, что добавка жирных кислот омега-3 (особенно, DHA) замедляет снижение умственных способностей с возрастом. Вот наиболее интересные выводы:

• При сниженном уровне DHA наблюдается более быстрый темп ослабления познавательной функции мозга, а также более быстрое развитие слабоумия.
  • Пищевая добавка DHA улучшает слабоумие средней степени, которое возникает после некоторых видов инсульта.
  • Ежедневная добавка 1700 мг DHA и 600 мг EPA у пациентов с болезнью Альцгеймера замедляет падение умственных способностей, но только лишь у пациентов на ранней стадии. Таким образом, это исследование подчёркивает важность ежедневного приёма омега-3 до развития симптомов.
  • Ежедневный приём добавки 1700 мг DHA и 600 мг EPA приводит к существенному увеличению аппетита и веса тела при болезни Альцгеймера.
  • Пациенты, страдающие от снижения умственных способностей средней степени или от возрастного слабоумия, показали значительные улучшения в функциях памяти, обучении и внимании при приёме 900 мг DHA.
  • Пациенты, страдающие болезнью Паркинсона и депрессией, показали значительно уменьшение признаков депрессии спустя 12 недель приёма добавок с рыбьим жиром.
  • У пожилых женщин, даже у тех, у кого не было диагностировано снижения умственных способностей, показали улучшения в скорости вербального общения, памяти и в обучении спустя 4 месяца приёма DHA.

Рак

Одно из самых ужасных последствий хронического воспаления – это рак. Многочисленные эксперименты показали, что чем выше уровень воспалительных цитокинов, тем выше степень риска возникновения рака.

Новые данные показывают, что рыбий жир обладает замечательными способностями по замедлению или даже предотвращению рака.

Вот результаты некоторых недавних исследований:

• У женщин, переболевших в прошлом раком груди и имеющих самые высокие уровни EPA и DHA, отмечается сниженный на 25% риск повторного возникновения рака груди по сравнению с теми, у кого уровень этих жирных кислот наиболее низкий.
  • Приём 4 г / день EPA увеличивает порог солнечного ожога кожи на 36% и снижает повреждения ДНК от ультрафиолетового света. Таким образом, эти оба эффекта снижают риск возникновения рака кожи.
  • Приём 2 г / день EPA значительно снижает количество абнормальных предраковых клеток, диагностируемых при колоноскопии, указывающих на уменьшение риска возникновения рака прямой кишки.
  • Эксперименты на животных показывают, что приём добавки с рыбьим жиром замедляет прогрессирование лимфомы у мышей посредством модулирования иммунного отклика и воспаления.
  • У мужчин, принимавших до радикальной хирургии на простате по 1000 мг EPA и 1835 мг DHA из рыбьего жира в день, отмечалось значительное сокращение продолжительности жизни раковых клеток.
  • У больных раком лёгких, проходящих курс химиотерапии и принимавших по 2,2 г в день EPA, не произошло снижения веса тела, которым обычно сопровождается такой вид лечения; при этом 69% таких пациентов даже увеличили вес после приёма добавок.
  • Другое исследование рака лёгких показало, что у пациентов, принимавших рыбий жир, наблюдалось больше положительных изменений после проведённого курса химиотерапии; спустя год выживаемость среди таких пациентов была выше.

Выводы

Открытие существования "анти-воспалительных" молекул (липоксинов, резолвинов и протектинов) ещё больше подчёркивает ту важную роль, которую играет рыбий жир в нашем рационе.

Эти молекулы начинают активный процесс выздоровления, запуская реакции, останавливающие воспалительные процессы, в течение буквально минут после их появления. Проблема, которая наблюдается при хронических воспалительных заболеваниях – и в старом возрасте вообще – это дефицит таких заживляющих веществ.

Ключевое исследование, проведённое в 2012 г., показало, что эти молекулы могут производиться прямо в тканях из жирных кислот омега-3, находящихся в рыбьем жире. Таким образом, отпадает нужда в приёме синтетических лекарств, имитирующих эффекты "анти-воспалительных" заживляющих молекул - и открывается возможность само-регуляции организма с помощью высококачественных добавок из рыбьего жира.

Как показывают исследования, дозировки 2-6 г в день рыбьего жира, богатого жирными кислотами омега-3, снижают вероятность возникновения и уменьшают последствия метаболического синдрома, сердечно-сосудистых заболеваний, лёгочных болезней, основных нейродегенеративных болезней и рака. Также отмечается дополнительная польза приёма омега-3 при артрите, возрастных заболеваниях глаз и рта.

Таким образом, польза рыбьего жира, насыщенного жирными кислотами омега-3, окончательно подтверждена.  Добавка переходит из разряда "условно-полезных" в категорию "категорически необходимой" для людей, заинтересованных в устранении воспаления и запуске естественных заживляющих процессов в организме.

Как правило, рыбий жир, продающийся в российских аптеках, либо имеет мизерное количество активных веществ (жирные кислоты EPA и DHA, ради которых, собственно, мы и принимаем рыбий жир в виде добавки), либо продаётся неочищенным от витаминов (A и D), что гарантирует вам огромный передоз этих витаминов, если вы начнёте принимать рыбий жир из российских аптек в количествах, нужных для того, чтобы набрать необходимое количество жирных кислот EPA и DHA в день.

Есть и ещё одна проблема - принимая рыбий жир, обращайте внимание не только на концентрацию EPA и DHA в порции (соотнося это с ценой добавки), но и на то, прошёл ли рыбий жир молекулярную очистку от тяжёлых металлов, диоксинов, полихлорированных бифенилов и прочих загрязняющих веществ. Информация о молекулярной очистке (дистиллировании) должна присутствовать на этикетке в обязательном порядке. Дело в том, что моря сейчас загрязнены этими веществами и рыба, соответственно тоже, т.к. она накапливает в себе всю эту грязь.

Также, не стоит покупать "комплексные" добавки, содержащие помимо омега-3, также омега-6 и омега-9. Современный человек и так потребляет слишком много омега-6 и омега-9 - в этом-то и проблема. В идеале, все эти группы жирных кислот (3, 6 и 9) должны быть сбалансированы, т.е. они должны находится в определённом соотношении друг к другу. Чего вовсе не наблюдется, к сожалению, при современном типе (обычного) питания.  Весь смысл употребления добавок с омега-3 и сводится к тому, чтобы вернуть соотношение всех трёх омег к нормальным значениям (за счёт повышения доли омега-3). Так что, если вы - не эскимос, который питается чуть ли не одной рыбой, и в рационе которого мало говядины, растительных масел и прочих источников омега-6 и омега-9, вам вряд ли следует создавать ещё больший дисбаланс и потреблять омега-6 и омега-9 из добавок.

iHerb