Вэньчжоу – город деловых людей

Вэньчжоу – город деловых людей

Вэньчжоу расположен в юго-восточной части провинции Чжэцзян, напобережье Восточно-Китайского моря. Площадь города составляет 11,784 кв. км, под его же юрисдикцией находится и около 11 тыс. кв. км прибрежной акватории. Вэньчжоу – самый населенный город провинции, по данным на декабрь 2006 г., численность зарегистрированного населения составила 7,568 млн. человек.

Вэньчжоу окружен горами, и поэтому в его предместьях очень мало пахотных земель. Из-за этого вэньчжоусцы издревле занимались торговлей или уезжали в другие провинции на заработки. В Китае жителей этих мест часто называют «китайскими евреями» (это не проявление антисемитизма, а наоборот, проявление уважения за успехи в коммерции). Поэтому не удивительно, что с началом политики реформ и открытости жители Вэньчжоу стали авангардом строителей рыночной экономики в стране.

Каждый хочет быть боссом

Вэньчжоусцы – люди очень самостоятельные. Используют любую возможность для открытия собственного дела. Прирожденные бизнесмены, они считают, что профессии нельзя делить на престижные и непрестижные, главное – заработать деньги. Так говорит о жителях города Лю Цзи, начальник Центра по исследованию и изучению внутреннего положения Китая. В подтверждение своих слов Лю рассказал одну историю: «В городе Сиань, у входа в Северо-Западный университет, работала девушка из Вэньчжоу, ремонтировала обувь. Как-то раз к ней подошел один из студентов, чтобы починить ботинки. С сочувствием в голосе он спросил девушку: «Вы такая молодая, а занимаетесь такой грязной работой. Не беспокоит, что вас могут презирать за это?» Девушка, ничуть не смутившись, ответила на его вопрос вопросом: «А ты – студент, а ходишь в таких драных ботинках, не стыдно?». «Вы думаете, что у вас есть будущее?» – спросил студент. «У меня будет свое дело», – твердо сказала девушка. «Интересно, как? Ведь у вас нет денег», – не отставал студент. «А что я, по-твоему, сейчас делаю? Зарабатываю!» – ответила девушка. Вот такие эти вэньчжоусцы!

«До реформ наш город считался бедным регионом. Многие уезжали в чужие края в поисках любой работы. Тогда их называли «бедными вэньчжоусцами, – рассказывает бывший заместитель секретаря вэньчжоуского правительства Чжан Цзябо. – Малограмотные, они брались за работу, которую другие люди не хотели делать, например, делать вату из хлопка, чинить обувь, стричь волосы, торговать с лотка и т. д. Все эти занятия не требовали от них умения хорошо писать и читать. Но, при всей тяжести той жизни, люди получали первые навыки ведения собственного дела».

В Китае народ шутит: «Среди десяти вэньчжоусцев девять директоров, а десятый к этому готовится». В этой шутке большая доля правды. Действительно, среди жителей этого города самое большое количество в Китае руководителей предприятий и топ-менеджеров. А уж поговорок на тему любви выходцев из Вэньчжоу к руководящей работе и самостоятельности масса. Вот несколько примеров: богатые могут быть боссом, бедные тоже; даже директор может спать на голой земле; лучше иметь свое маленькое дело, чем работать на кого-то в большом; тот, кто не хочет стать боссом, не житель Вэньчжоу».

Пока другие люди стараются найти так называемую хорошую работу, вэньчжоусцы начинают создавать свое дело. По их мнению, бедность значит бездарность. Цель их жизни – зарабатывать деньги. По неполным статистическим данным, к концу 2006 г. в Вэньчжоу насчитывалось 240 тыс. индивидуальных предпринимателей, 130 тыс. частных компаний, что составляет 99 % предприятий города.

Процветающая коммерция подтягивает за собой и жизненный уровень жителей. В 2006 году среднедушевой доход горожан достиг 21 716 юаней и чистый доход крестьян на человека – 7 543 юаней. По этим показателям Вэньчжоу уступает лишь городам Шэньчжэню и Чжухаю.

Среди многочисленных вэньчжоуских бизнесменов появилось немало настоящих богачей. Так, в декабре 2005 г. на ярмарке-продаже частных самолетов, организованной Лэцинским союзом любителей авиации города Вэньчжоу, 22 бизнесмена заказали 22 частных самолета у семи государственных и зарубежных фирм по производству и продаже авиатехники. Сумма сделок достигла 133,2 млн. юаней. «После этого Вэньчжоу стал городом, где больше всего в Китае частных самолетов», – не без гордости сказал владелец веб-сайта «Китайская авиация» Ян Сяонун.

В 2002 году на конкурсе «20 самых оживленных городов мира», организованном организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Вэньчжоу стал единственным китайским городом, попавшим в этот список. В ноябре 2004 г. на церемонии объявления и награждения «10 городов с самой большой экономической активностью Китая-2004», проводимой Центральным телевидением, Вэньчжоу снова был вручен кубок «Активный город». Жюри конкурса дало такую оценку: «Это город, где работает разделение труда; город, в котором умеют добиваться результатов; город, умеющий видеть большое в малых делах и умеющий получить большое из малого. Это город, в котором умеют создавать богатство даже при минимальных шансах на успех. Горожане умножают богатство, развивают экономику и показывают всей стране пример, как надо работать в условиях рынка».

Смелость быть первым

«Вэньчжоу – довольно отдаленный город, не имеет преимуществ географического расположения или удобного транспортного сообщения, нет и особой поддержки государства и массовых инвестиций. Его экономические успехи и быстрое развитие объясняются, по-моему, смелостью вэньчжоусцев быть первыми», – говорит Лю Цзи.

Секретарь горкома КПК Ван Цзяньмань сказал: «Идеи вэньчжоусцев – это самый главный ресурс и преимущество нашего города».

В 1980 году правительство Вэньчжоу опубликовало документ, в котором призывало местных крестьян открывать свое дело, они получили право на самостоятельное производство и хозяйствование. В конце того же года состоялось торжественное собрание, на котором наградили лучшиечастные предприятия. Это оказалось отличным стимулом для всех. В деревнях Вэньчжоу началась всенародная кампания по развитию несельскохозяйственной промышленности. В своих дворах крестьяне начали вручную изготавливать дефицитные в то время товары: пуговицы, значки, сетчатые сумки, зажигалки, стельки и т. д. Появились рынки мелких товаров. Семейные предприятия быстро развивались. В скором времени возникла даже своего рода специализация, когда деревни выбирали себе тот или иной промысел, например, в одной деревне хорошо делали пуговицы, а в другой сумки. Постепенно формировалась единая цепь производства. На мелких товарах начали делать большие деньги. Китайские экономисты называли этот феномен «вэньчжоуской моделью».

К концу 80-х годов прошлого века в Вэньчжоу уже действовало 10 рынков мелких товаров и несколько производственных объединений легкой промышленности. А личные накопления жителей Вэньчжоу в начале 90-х годов достигли 30 млрд. юаней.

В 1994 году правительство города разработало законодательный акт местного значения – Методы проведения политики развития города на основе качественной продукции. Цель была обозначена – продукция из Вэньчжоу должна быть только высокого качества.

Они работают по всему миру

В праздник Весны 1991 г. вэньчжоуский эмигрант, живущий в США, позвонил двум своим друзьям, директорам Цзиньсянского завода по производству значков: «Получил интересную информацию: в Главном управлении полиции США собираются вводить новую форму одежды. Для 340 тыс. полицейских необходимо 680 тыс. значков. Если у каждого будет по два комплекта формы, то нужно 1,3 млн. значков. Как вам такой заказ?» После этого телефонного разговора двое друзей поспешили в США. Американцы не поверили, что китайцы смогут изготовить качественные значки для сотрудников полиции. Тогда бизнесмены предложили: «У нас в Китае есть поговорка: лучше увидеть, чем услышать. Присылайте своих людей к нам на фабрику. Все расходы на поездку, проживание и питание мы берем на себя». Американцы согласились. Забрав образцы, проверяющие вернулись домой. Китайские изделия были признаны очень качественными и обходились казне гораздо дешевле, чем отечественные аналоги. Контракт был подписан! Потом Цзиньсянскому заводу поручили изготовление нагрудных знаков для миротворческих сил ООН и контингента НОАК в Сянгане.

«Издавна вэньчжоусцы гордятся тем, что могут организовать успешный бизнес в любом месте. Они с легкостью покидают родные края, если это требуется для дела. Домоседы считаются лентяями и бесперспективными», – сказал Лю Цзи.

После начала экономических реформ частные предприниматели из Вэньчжоу разъехались по всей стране. Пекин стал их штаб-квартирой на севере Китая. В столице даже есть район, который все называют «деревня Вэньчжоу». Так, в Пекине обосновались изобретатель экстракта для волос «101» – Чжао Чжангуан, знаменитая бизнеследи Сюй Сяоин, владелец предприятий по производству бытовых электроприборов Чжэн Юаньчжун, и другие богачи. В Шанхае тоже немало выходцев из Вэньчжоу. Многими магазинами на главной шанхайской торговой улице Наньцзинлу владеют вэньчжоусцы. Их земляков можно встретить даже в Тибете. Например, в Лхасе, административном центре Тибетского автономного округа, есть целая улица, на которой живут и работают предприниматели из этого города.

Вэньчжоусцы смело едут и за границу. В США, России, Бразилии, Японии, Франции, Италии, Испании, Голландии можно услышать характерный вэньчжоуский диалект. Например, только в Париже проживает более 80 тысяч уроженцев этого города торговцев.

По статистике, вне родного города по Китаю проживают более 1,75 млн. вэньчжоусцев, из них 370 тысяч – частные предприниматели. Они создали более 30 тысяч предприятий. Кроме того, свыше 400 тысяч вэньчжоуских эмигрантов поселились в более чем 100 странах мира. Поэтому китайцы говорят: «Где вэньчжоусцы, там и рынок; где рынок, там и вэньчжоусцы».

Вступив в новый век, жители и уроженцы города начали новый этап развития. К концу 2006 г. в Вэньчжоу действовали 34 производственных объединения государственного значения, были зарегистрированы 62 известных в Китае бренда, 38 знаменитых марок и 136 продуктов, которые освобождены от государственного контроля качества. Вэньчжоу славится как «обувная столица», как «город электроприборов Китая», «город полиграфии Китая», «столицей замков Китая» и пр. Особенно заметны успехи в производстве одежды. Именно из Вэньчжоу такие известные по стране марки, как Semir,Metersbonwe, Kobron и т. д. Каждое из этих предприятий имеет капитал более 500 млн. юаней.

За последние десятилетия Вэньчжоу быстро стал одним из богатейших мест Китая. Под благотворным влиянием развития экономики обогатились не только жители региона, но и была решена проблема трудоустройства массы крестьян из других бедных районов страны.

«Вэньчжоу – это экспериментальное поле политики реформ и открытости. Цель развития – улучшить жизнь людей за счет рыночной экономики, форма реализации – частные предприятия, стимул – всенародное участие в создании своего дела, – сказал секретарь горкома КПК Ван Цзяньмань. – После наступления политики реформ и открытости вэньчжоусцы нашли свой специфический путь развития. Достигнуты отличные результаты. Мы убеждены, что Вэньчжоу будет и дальше оставаться успешным городом деловых людей!»

ЦЗЫ ФЭНЧУНЬ